пятница, апреля 13, 2007

Будущий архитектор или кто?

Снова взялся за книгу Sun Certified Enterprise Architect for J2EE Technology Study Guide в рамках подготовки к сдаче одноименного экзамена (SCEA). Дело в том, что на меня уже 7 месяцев как выписан ваучер по этому экзамену, купленный в сезон летних распродаж у московского офиса Sun. Причем дополнительно к скидке в рамках акции мне будет бесплатно предоставлена вторая попытка в случае провала первой :) И вот я уже полгода пытаюсь осилить книжку и воспользоваться-таки всем этим счастьем. И каждый раз когда я берусь за эту книгу меня одолевают сомнения - а буду ли я архитектором? А хочу ли я им стать?

Еще год назад, на каком-то собеседовании у меня спросили: "В какую сторону вы хотите развиваться? Технического специалиста (senior, architect) или руководителя (team lead, PM)?". Позже этот вопрос мне задавали еще раза 3-4, в том числе на недавней аттестации по моему текущему месту работы. И каждый раз я толком не знал, что ответить. Например, я уже не ощущаю разницы между senior developer & team lead, потому как работаю сейчас и тем, и другим, одновременно. Но в то же время я чётко вижу, какие дополнительные обязательства и ответственность несут архитектор проекта и его менеджер (и тех, и других на проекте как правило 1-2 человека). И сказать, чтобы я был в восторге от одной или другой роли - так и нет, хороший ПМ или архитект вкалывает больше других и больше других же получает по шапке в случае чего :) Видимо это та грань для меня, когда работа из удовольствия превращается в работу. И чтобы расти дальше нужно понимать, что у тебя лучше получается, в каком кресле ты будешь приносить больше пользы при меньших затратах (временных, энергетических).

С другой стороны, позиция ПМа мне кажется чуть более важной и, что самое главное для меня, открытой для дальнейшего роста. Самый крутой архитект может получать бешенные бабки и легко менять работу для увеличения своего банкрола и своей крутости. Выдающийся же ПМ рано или поздно станет топ-менеджером, а там, глядишь, и до директората рукой подать. Другими словами, эта стезя ведет к дальнейшему росту вверх, вплоть до точки, когда ты сам начнешь давать работу другим (в том числе крутым архитекторам). Все это конечно утрированно, но кажется мне более-менее логичным. Есть еще две категории IT-трудяг, которые я пока не могу классифицировать в своей RPG-шной карьерной лестнице - дизайнеры и аналитики. Но об этом в другой раз :)

Ну и конечно, как в любом хорошем квесте или RPG всегда есть обходные пути :) В любой момент и с любой позиции, накопив немного денжат (допустим, не женясь и не ходя в отпуск три года), можно кинуть все к черту и открыть свой ИП. Там можно грести лопатой любой опыт, начиная от тестировщика и заканчивая бухгалтером. И жизнь вам не покажется сахаром :)

Возвращаясь к поставленному вопросу, думаю, что лишний сертификат и чемоданчик знаний не станут мне помехой на любом из выбранных путей. А поскольку я пока не вижу другого способа куда-то расти, займусь-ка таки я своей книжкой. Аминь.

2 комментария:

Maria комментирует...

Очень верное решение,"Умение за плечами не носить", я даже сама буду варить тебе гречку:). Раз уж решил сдавать экзамен на сертификат, надо сдавать, а там уж решишь что тебе надо от этой жизни. Времена меняются,и решения меняются. Вот только, упущенные возможности вспоминаются и тревожат еще долго.

Anton Ananich комментирует...

По-моему пока не выростешь в кого-нибудь, до тех пор и не будешь знать.

Точно так же пока не получишь образование, не поймешь надо ли оно тебе.